Новости
О проекте
Пресса
Галерея
Мультимедиа
Гостиная
Контакты

MBN

Поверь в "Алый Парус"

Популярность мюзиклов в России продолжает расти. «Нотр-Дам», «Норд-Ост», «Метро» задали определенный тон, и сегодня в крупных городах мюзиклы не ставит разве что ленивый. Однако большинство пошло по пути тиражирования бродвейских хитов, а своих, отечественных, пока единицы. Потому что это необыкновенно трудно – собрать в одном театре актеров с прекрасными вокальными данными, талантливых либреттистов, композиторов. Тем не менее, тольяттинский театр «Дилижанс» рискнул создать свой мюзикл.
24 октября «Алые паруса» выплыли на большую сцену ДК ТоАЗа. Накануне премьеры мы встретились с автором идеи, режиссером-постановщиком спектакля Татьяной Вдовиченко.


– Татьяна, почему мюзикл? Потому что это модно?
– Вообще-то мне всегда хотелось поставить оперу, хотя для Тольятти этот жанр тоже несколько необычен. У «Дилижанса» уже есть опыт музыкального спектакля – детская рок-опера «Три поросенка», которая родилась несколько лет назад. Причем интересный момент: я тогда предложила композитору поработать над идеей проекта рок-оперы «Медея», но он больше вдохновился детским спектаклем. Мы в театре и в обычных постановках весьма дружны с музыкой. А что касается моды на мюзиклы, они были и будут современны. В них особая энергетика. Мюзикл ставит перед режиссером суперсложные задачи, и потому он мне интересен.

– Я посмотрела ваш спектакль. Признаюсь, приятно удивлена: для «Чикаго» кастинг объявляли на всю страну, а вам удалось найти прекрасные голоса в рамках одного города. Получила удовольствие от музыки, песен, ярких танцев. Но временами возникает ощущение, что смотришь яркий концерт, а не цельную постановку. Это специфика мюзикла или спектакль будет дорабатываться?
– Я не могу называть то, что мы делаем сейчас, доработкой. Но у мюзикла действительно свои жанровые особенности, которые диктуются и особым напряжением актеров, и необходимостью сценических эффектов. К тому же вы видели спектакль на малой сцене, для которой он не предназначен. Понимаете, мы работаем в том режиме, который нам диктуют обстоятельства. Нельзя сказать, что сейчас наш мюзикл сырой. Спектакль тоже нельзя передерживать. Он должен был появиться в том виде, в каком вышел. И мы, конечно, видим реакцию зрителя, недочеты – многие из них могли проявиться только на публике. Мы работаем над музыкой, меняем какие-то сцены. А в дальнейшем мюзикл все равно каждый раз будет новым. Потому что он живой и потому что каждый актер – а у нас только роль Ассоль исполняют три актрисы – выразителен по-своему.

– Я слышала, кто-то из газетчиков написал о постановке не очень приятную рецензию. Это обидно?
– К сожалению, в Тольятти почти отсутствует профессиональная театральная критика. Многие журналисты оценивают спектакли дилетантски, по принципу: «В магазине дают кислую сметану». А взглянуть на спектакль с позиции эстетики, разобраться, насколько артистам, либреттистам, художникам, вокалистам, хореографам удалось выполнить поставленную задачу, – такого, к сожалению, нет. Мы ведь не против критики. Хорошая критика помогает в работе. Я никогда не жаловалась на трудности. Но вы только вдумайтесь: над этим мюзиклом работали четыре хореографа, которых мы искали по всему городу. У нас массовка репетировала по четыре часа кряду только хореографию, добиваясь отточенности движений. Мы долго искали педагогов-вокалистов. Оказалось, что профессионалов в области современной музыки нет даже в Самаре. И, по большому счету, для нас было важно не просто поставить мюзикл, а создать его собственными силами. Даже либреттисты – Михаил Федосеев и Виктор Мартынов – были свои. Мы попытались собрать в один проект молодежь – 80 человек, все они талантливы. Нам трудно реализовать себя в рамках нашего города. В Тольятти не созданы сегодня условия, чтобы развивать эти таланты, удержать их здесь. Они либо уезжают в столицу и теряются, потому что там своя конъюнктура, либо остаются в родном городе и живут, не реализовав свои возможности. Перед творческим человеком всегда нужно ставить новые задачи, только тогда он будет расти. «Алые паруса» дали возможность многим людям воплотить свои идеи.

– Скажите, город вам как-то помогал?
– Департамент культуры первым поддержал наш проект и выделил 100 тысяч рублей. Потом включились другие. Но проект широкомасштабный, и, несмотря на то, что он дошел до премьеры, мы все еще испытываем недостаток средств. Продолжаем работать над костюмами – часть первых заработанных денег будет использована костюмерами. Работаем над светом и музыкой. Идей много. Хочется записать музыкальный диск… И нужно двигаться дальше.

– Вы собираетесь знакомить с вашим творчеством соседей?
– В Самаре покажем мюзикл 4-5 декабря в концертном зале «Дзержинка». Хотим услышать мнение бомонда – самарцы ведь более искушенная театральная публика, – а потом поедем в Сызрань, Октябрьск, Новокуйбышевск.

В том, что в Тольятти отсутствует нормальная театральная критика, Татьяна Вдовиченко права. Причина банальна: нам не с чем сравнивать местное творчество. Вкус ведь тоже воспитывается и прививается с детства. Вопрос – на чем, на каких образцах? В городе с этим непросто. Нам часто везут столичных театральных звезд, но антрепризные спектакли редко отличаются новизной. А попасть на постановки профессионалов стоит недешево и потому не всем удается. Я воздержусь сегодня от оценки «Алых парусов». Она ни в коей мере не будет объективна: я тоже не театральный критик. Тем не менее, очень хочется пригласить всех познакомиться с первым городским мюзиклом, мюзиклом «с тольяттинским характером». Оцените сами первые шаги молодых художников, дизайнеров, хореографов, вокалистов. Они в свои алые паруса поверили.

Виктория Лобода, Городские Ведомости
Оригинал здесь
Вернуться
© 2005, Jale
Сайт создан в системе uCoz