Новости
О проекте
Пресса
Галерея
Мультимедиа
Гостиная
Контакты

MBN

Алые Паруса. Штиль.

Впервые в Тольятти мюзикл! Да не просто мюзикл, а мюзикл, сделанный, так сказать, своими руками. 24 октября на сцене ДК «ТОАЗ» состоялась премьера первого тольяттинского мюзикла «Алые паруса» по повести А. Грина Штиль
Для того чтобы вы ощутили всю масштабность данного проекта, приведу несколько правдивых цифр. В кастинге участвовало около 500 человек, 80 создавало мюзикл, из 39 состоит труппа. Бюджет составляет 1100000 рублей, но на сегодняшний день найдено всего-то 250000... Ну как, прочувствовали?
Действительно, в нашем городе ничего подобного не было. И нужно обладать немалой смелостью, чтобы вот так, буквально из ничего начать создавать произведение искусства.
И даже естественно, что первый блин получился немного комом...
До начала мюзикла зрители обмениваются своими ожиданиями, предположениями, надеждами. Всем кажется, что будет нечто глобальное. Да и программка, где так и мелькают хорошо известные городу имена, указывает, на это. Но вот начался спектакль...
Чтобы все сразу встало на свои места, напомню вам некоторые его отличительные признаки. Мюзикл, несмотря на видимую легкость, жанр весьма сложный. Актер должен совмещать в себе талант и танцора и вокалиста. Мюзикл — это прежде всего яркое, захватывающее действо, где на зрителя воздействуют всеми возможными способами (танец, музыка, красочное оформление, костюмы). Теперь же разберем «Алые паруса» с этой позиции. Из декораций — огромный баннер, «звездное небо», алые паруса, два помоста и канаты. Ну что ж, это понятно, бюджет не позволил размахнуться как хотелось. Хорошо, что на костюмы хватило, они получились замечательные.
Хотя в пресс-релизах говорится о том, что спектакль предназначен для большой сцены, оставалось чувство ненаполненности, видимой пустоты этой самой сцены. И такая важная составляющая любого театрального действа, как атмосфера, как будто рассеивалась в большом пространстве, не доходя до зрителя.
Надо сказать, что на протяжении всего мюзикла не покидало странное чувство, что ты находишь на предгенералыюй репетиции. Как будто отдельные актеры не сильно напрягаются, только обозначая необходимые чувства и состояния, боясь «перегореть» до премьеры. Не было ощущения законченности, окончательной цельности мюзикла.
Были хорошо проставленные драки, некоторые отдельные номера (например, танцы моряков и банды Хина), а в целом казалось, что это все склеенные кусочки, которые ие успели еще хорошенько срастись.
Что касается музыки, тут нужно говорить отдельно. Это, конечно, замечательно, что музыку и слова писали тольяттипцы, но увы и ах... Ни то ни другое не поражают воображение. Для людей с хорошим музыкальным вкусом слышать это было скорее мукой, чем наслаждением. Должно быть, потому, что и стихи, и музыка ориентированы на среднестатистического человека, сделаны так, чтобы ему было это максимально близко и понятно. Ни тебе поэтических находок, ни музыкальных экспериментов. При чем тут тогда искусство? Так стоит ли вообще упоминать о музыкально-стилевом разнообразии, если аранжировки были выполнены в однообразной манере? Конечно, малый бюджет говорит о многом... Единым потоком пронеслись все мелодии, и ни одной из них не удалось зацепить лично меня. Обязательное правило присутствия одного запоминающегося хита в мюзикле было игнорировано. А может быть, просто не получилось... Кто знает, ведь творческий процесс загадочен.
Но главный минус мюзикла (кроме малого бюджета), как мне кажется, в том, что атмосфера произведения самого Грина не была донесена. Конечно, можно возразить и сказать о режиссерской интерпретации, но все-таки идея едина, и поэтому непонятно, почему так много было слов о мечте, а мечты самой не было, не чувствовалась она, не витала в воздухе, ею не дышали герои...
Очень хочется уделить внимание малозначительной для кого-то детали, но в театре такого быть не должно! Во время заключительного номера на сцене вдруг появляется девушка в абсолютно современной одежде. Мало того, ее золотой пояс так ярко блестит на переднем плане, что его просто нельзя не заметить. Мне покачалось, что это просто безалаберность. И непонятно, как мог режиссер такого замечательного театра, где несомненно понимают, что каждая деталь, каждая мелочь служит созданию образа, атмосферы — вдруг допустить такое несоответствие. Вновь все будем списывать на минимальный бюджет, это универсальное оправдание... Но если так часто приходится оправдываться, стоило ли сразу замахиваться на столь глобальный проект, может быть, надо попробовать для начала поставить какой-нибудь известный и популярный мюзикл? Или же вообще абстрагироваться и придумать какой-нибудь антимюзикл, поразив этим все культурное сообщество не только Тольятти (Ларс фон Триер, помнится, пытался воплотить что-то подобное в своем фильме «Танцующая в темноте»). Но популярность не всегда стоит рядом с искусством... Иногда приходится выбирать.
Выше своей головы прыгнуть пока не получилось. Но, я думаю, при определенной доработке мюзикл может стать действительно событием, и не только для нашего города. Главное — в нем есть потенциал, а у создателей есть стремление сделать его лучше, они не останавливаются на достигнутом! Это радует!
В заключение хочется вспомнить поразившую странную фразу господина В. Иглина (она была среди напечатанных отзывов великих города сего): «Тольятти — морская держава...» (из словаря С. И. Ожегова: «Держава — большая и мощная СТРАНА»). Ну что тут добавить, слава Богу, что не империя... И пока первые лица будут называть Тольятти державой, «Алые паруса» будут долго ждать попутного ветра. Сегодня штиль...

Вернуться
© 2005, Jale
Сайт создан в системе uCoz